Previous Entry Поделиться Next Entry
конец времени композиторов
mustt wrote in obsessed_wsound

Фотография: Таня Зоммер (с) БГ

Последние пару недель я читаю, одну за другой, все книги Владимира
Мартынова, купленные по случаю на виниловой ярмарке в ЦДХ. Мартынов,
вместе с Десятниковым - вероятно, самый известный и влиятельный
современный российский композитор, но на свете есть довольно много
людей, которые узнали его именно по книгам, и никогда, или почти
никогда не слышали его музыки (хоть это и сложно - если вы в детстве
видели мультики про мышонка Пика и премудрого пескаря, или смотрели
«Михайло Ломоносова», или «Холодное лето
53-го», или «Остров», то с музыкой Мартынова вы
точно встречались).



Не все знакомы с «Ночью в Галисии» или «Плачем
пророка Иеремии», но многие хотя бы краем уха слышали о его
концепции «конца времени композиторов», впервые
обнародованной в 2002-м году.



Концепция эта, вкратце, заключается в том, что время композиторов
кончилось: классическая музыка, и шире - авторская музыка, то есть
музыка, у которой есть автор - больше никому не нужна. Можете ли вы
назвать хоть одного современного композитора? Мартынова каждый год
задает этот вопрос своим студентам на философском факультете МГУ, где
он читает курс музыкальной антропологии, и каждый год получает один и
тот же результат: ни один студент не может назвать ни одной фамилии.



Вероятно, вы можете вспомнить Пярта, Сильвестрова, Канчели и
Губайдулину, или того же Мартынова с Десятниковым - но все это люди
поколения 1935-1946 гг. (за исключением Губайдулиной, которая чуть
старше, и Десятникова, который чуть моложе). То есть поколения,
сформировавшегося под влиянием послевоенного авангарда и минимализма.
Поколения, условно говоря, Стива Райха (1936) и Филиппа Гласса (1937).



Всем им сейчас за 60. Но как насчет тридцатилетних композиторов? А
двадцатилетних? Знаете ли вы хоть одного? Сейчас само это сочетание
звучит странно, а ведь Мартынов написал свою первую серьезную вещь в
18, Сильвестров - в 23, Пярт - в 24.



Когда вы в последний раз слушали музыку, написанную современным
композитором? Ходили на концерт? Вообще интересовались вопросом?

Типичный ответ на этот вопрос звучит так: разве они еще остались?

Интересной музыки больше не пишут, современную музыку невозможно
слушать, все это пустая, невыносимая заумь, пусть появится новый
Прокофьев, Чайковский, Стравинский, тогда и поговорим.

Между тем, композиторы есть, и более того - их очень много.
Композиторский факультет консерватории выпускает композиторов
ежегодно. Согласно данным РАО, в одной Москве проживает 4604
композитора, а всего в России - 7434, и это только те композиторы,
музыка которых где-то и кем-то исполняется. Неважно, какого рода эта
музыка, хороша она или нет - важно, что вся эта толпа композиторов
что-то пишет, а кто-то и где-то это играет, пусть даже это музыка для
сериалов или саундтреки к шоппингу в «Седьмом континенте».
Прибавьте к ним тех, кто в РАО не зарегистрирован -
интернет-композиторов, любителей, дилетантов. Из современных
российских композиторов можно составить город.

Проблема, однако, не в том, что вы не интересуетесь современной
музыкой (хотя это и есть главный признак конца времени композиторов).
И не в том, что российская земля перестала рожать Чайковских. А в том,
что новый Чайковский, Прокофьев, you name it, сейчас просто не может
появиться -- его музыку никто не услышит, ею никто не заинтересуется.
И более того, его музыка скорее всего просто не будет написана, потому
что музыка - это не просто звуки, записанные нотами, но еще и
контекст, вне которого она просто не может появиться.

Мартынов, хоть и сам композитор, и таким образом оплакивает
собственную жизнь, в этом не видит большой беды: вплоть до
средневековья европейская музыка прекрасно обходилась без
композиторов, а в неевропейской музыке и традиционном фольклоре фигуры
композитора вообще никогда не существовало. Музыка прекрасно обойдется
без композиторов вообще - обходилась раньше, обойдется и теперь. Да и
сейчас обходится: представьте себе всю музыку, которая исполняется
живьем в Москве сегодня вечером - много ли среди нее авторской?

Концепции авторства практически не существует в диджейских сетах, она
очень размыта в джазе, да и в рок-музыке, в общем, тоже. Выпадают все
этно-концерты, вся старинная аутентичная музыка - что останется?

Академическая музыка и вправду сейчас мало кого интересует, но
концепция конца времени композиторов ею не ограничивается - она
описывает время, в котором вымирает сама культура прямого
высказывания, авторской речи, произведений, про которые вы точно
знаете, кем и зачем они были написаны. Юрий Шевчук, певица Земфира и
композитор Сильвестров принадлежат к одному и тому же редкому,
вымирающему виду -- те, кто идут за ними, вовсе не стремятся сказать
что-то внятное от себя лично. Они скорее стремятся транслировать
ощущение, что музыка, которую они делают, похожа на что-то уже
существуещее и признанное - будь то европейский электропоп, стадионный
рок а-ля Coldplay, витч-хаус или милое щебетание а-ля Zaz.

Музыка становится успешной, только когда в ней узнают знакомое,
устоявшееся, окостенелое (см. успех группы Tesla Boy или Стаса
Михайлова). В противном случае она, скорее всего, не продвинется
дальше бесплатной ссылки на файлообменник. И, между прочим, где я
купил книги Мартынова? На виниловой ярмарке. Что я там делал? Копался
в груде старого винила и радовался, что не нужно отвлекаться на новые пластинки, потому что их тут не продают вовсе.

Кто убил современную музыку, переспрашивает меня Владимир Мартынов? Вы
и убили.

  • 1
Отличная статья!
Можно сделать вывод, что мы приходим к "новому средневековью", когда вся музыка будет "условной народной" и через полтыщи лет на неё будут делать миксы этногруппа "День Согласия и Примирения".

Да статья весьма интересная! Читала, копалась в памяти, могу назвать несколько имен, но и то только потому, что мой ребенок учится в музыкальной школе. И, опять же, композиторы ныне живущие и здравствующие, но все в годах, это Слонимский, Савшинский и Горбовская (все -ские:)). То что они пишут, мне лично нравится и моему ребенку тоже.
Но тем не менее я согласна, что век композиторов миновал. Однако, учитывая цикличность развития истории, может, и вернется, как знать, как знать.
ПС: Отдельное спасибо про Мышонка Пика, недавно читали с ребенком,про мульт и не знали, посмотрели сегодня вместе. Он - историю, а я с пристрастием вслушалась в замечательную музыку.

Время композиторов никогда не закончится...

веками человечество меняется, создавая в каждую эпоху множество творений, отражающих ее суть. Ранее, когда еще не было такого многообразия способов хранения музыкального творения как сейчас, вероятно было больше необходимости в создании нового. Но и больше осознания ценности старого. Осознание ценности книг, нот, истории в целом.

Сейчас, благодаря выработанной предыдущими поколениями традиции хранения культурного наследия, у нас в руках слишком много всего - и мы перестали это ценить (большинство)

Теперь, мы осознаем себя способными лишь судить о том что "хорошо" а что "плохо" потому что только для этого выбора из всего наследия - не будет достаточно целой жизни.

Поэтому, все-равно останутся люди, которые будут ценить такую музыку, как и другие. Будучи на расстоянии клика к любому творению, мы действительно теряем ощущение ценности произведения, единственным критерием пока еще остается "new" и "latest release" но ценность их пропадает с выходом следующей новинки, отличающейся от предыдущей разве что датой издания.

время композиторов не закончится, пока есть еще люди, хранящие индивидуальность своего я от общественного мнения

  • 1
?

Log in