Previous Entry Поделиться Next Entry
О роке и горчице.
kalugin wrote in obsessed_wsound
 Вместо эпиграфа - случай из жизни.

В одном храме, на трапезах после службы , регент постоянно возмущался - почему на столе нет горчицы? Это продолжалось долго, пока однажды дьякон не выдержал и не рявкнул: "Почему нет горчицы? Да потому, что ТЫ ЕЁ НЕ КУПИЛ!"

...Бывает так : расходится в обществе некий постулат, как бы ответ на чаяния и надежды многих, и все его друг другу повторяют, потому, что он как бы верен, как бы настолько ясен и понятен, что даже и глупо возражать. Но чем больше ты пытаешься принять его к сведению, тем становится тебе хуже, опускаются руки, воцаряется безнадёга.

Причина проста - постулат ложен. И эта ложь отравляет в неё поверившего. Отравляет исподволь, поначалу незаметно, поначалу ты вроде исполнен энтузиазма - как же, тебе всё объяснили, и теперь просто нужно действовать исходя из открывшейся тебе реальности! И ты действуешь, но ничего не получается, не срастается... И ты начинаешь думать - наверное, это я плох, это у меня в основе какая-то лажа, может я вообще не своим делом занимаюсь... Собственно именно этого и добивается тот, кто ложь запустил. Чтобы мы думали, что дело в нас, чтобы мы бросили заниматься тем, чем заниматься просто необходимо для того, чтобы жизнь не остановилась. Если вы хотите узнать, кто автор и отец этой лжи, постичь, так сказать, онтологию - вам в ближайший храм. А мы пока займёмся делом практическим, разберём конкретные примеры.

Такое длинное вступление понадобилось мне для того, чтобы читатель не упирался в конкретику. Допустим, мы сейчас отрубим Лернейской гидре одну-две головы, так вырастут новые. Меч нужно держать наготове.

Некоторое время назад таким постулатом, который очень любили повторять ведущие радиостанций и вообще ребята из СМИ, была телега о рейтингах. Дескать, мы бы рады вам ставить хорошую музыку, но рейтинги у неё плохие, а мы - служим народу! Что народ хочет, то мы и ставим. Не нравится - открывайте свою радиостанцию и транслируйте, что хотите. Напоминаю, как разбивается эта, внешне убедительная ложь:

СМИ - сфера ответственности, не меньше чем медицина или транспортные услуги. Медицина работает с телом, а СМИ - с сознанием людей. Неизвестно ещё, чья ответственность выше. Представим на секунду, что человек приходит к врачу за лекарством для заболевшего ребёнка, а тот говорит: «Могу предложить только Колу. По результатам рейтингов, это самое популярное у детей лекарство. К тому же нам неплохо приплачивают её производители. А то, что Кола не сбивает жар - это уж извините. Сбивающие жар лекарства горькие, и дети их ненавидят. Не нравится - стройте свою поликлинику и лечите сами».

Представим мир, в котором существуют только рейтинговые маршруты, в Анталию полететь можно, а в Барнаул - неформат. Только рейтинговые продукты - водки море, трески нет в помине. А на кой её ловить, напрягаться, если водка стоит копейки, производится в момент, и раскупается влёт за огромное бабло? И так далее. Ну, это я вкратце, дальше каждый сам домыслит. Короче, оказывается, что работники СМИ позволяют себе в своей профессии то, за что в любой другой они отправились бы под суд и сели на хорошие сроки.

Слава Богу, больше про рейтинги не поминают. Теперь тема другая - а на фига вообще всё это радио, телевидение, газеты-журналы...Есть же интернет! Там каждый может снискать то, чего действительно достоин! Сделай что-то по настоящему интересное людям, и тебя увидят и услышат миллионы! Вон, например.. .И следуют примеры.

Эту тюльку, как заведённые, повторяют и хорошие, правильные люди. В том числе и в этом сообществе. Ну, а как не повторять - надеяться-то хочется! Что вот не теликом единым, есть и у нас свои методы, у нас, у свободных людей, мы ещё себя покажем... Ребят, притормозите. Это фуфел. Давайте на секунду остановимся и вглядимся в то, что нам предлагается. Во-первых нам сразу же, без боя, предлагается отдать все территории, на которых пасутся хитрожопые НЛПишные дельцы, оболванивающие людей. Отдать телевидение, радио и так далее. Нам предлагается даже не смотреть в эту сторону - там реальные пацаны крутят реальные дела, кидают лохов на бабки, а мы ж не лохи? Мы ж не смотрим "Дом-2"? Ну и всё.

Понимаете? Практически это уже хорошо нам знакомое «открывайте свою радиостанцию». Только вместо гипотетической станции, которую мы, геологи, учителя и музыканты почему-то должны открывать, нам предлагается уже готовая резервация, где мы будем сидеть и не пикать. Но это полбеды. Действительно, физически забрать в свои руки эти лакомые медийные поляны мы не можем, кроме как способом, который в 93м опробовали Макашов сотоварищи. Тогда не очень хорошо получилось. Но и соглашаться с наглой узурпацией мы не обязаны! О ней нужно твердить и твердить, вода камень точит. Когда к тебе сзади пристроились, а обернуться и сунуть в морду ты не можешь, всё же лучше не читать при этом Пруста, делая вид, что ничего не происходит. А хотя бы время от времени произносить: «Сударь, вы позволяете себе вести себя недостойно!». Как-то так.

Но главное - это то, что предлагая нам опробовать свои силы на массовой аудитории интернета нам в действительности подсовывают те самые рейтинги, всю ложь которых мы уже давно уяснили! Просто теперь мы лично должны ударить фэйсом об тэйбл. Мы-то требовали от СМИшников, чтобы этот удар они приняли на себя, ибо профессию такую выбрали – а они не хотят! Говорят - попробуйте-ка сами! Вообще-то это свинство, конечно. Это как будто ты подходишь к солдату, который вроде как должен тебя защищать - а он в твоём же разбитом магазине намародёрил тушёнки и сидит жрёт. Ты ему -что ж ты, сукин сын, делаешь! А он тебе свой автомат в руки - воюй, мол, сам! Я навоевался.

Ладно уж,так тебя разэтак, давай свой автомат. Посмотрим, что у нас за противник. А противник этот называется Косность и Тупость, ребята. Проистекающие из такого общечеловеческого свойства, как Лень. Не стоит обольщаться. Толпа, масса - и толпа интернет-юзеров в том числе - это всегда толпа и масса. То есть - базарная площадь. И привлечь внимание этой толпы и отвлечь её от покупок брюквы и свиных потрохов может только казнь. Или площадный фарс, в котором пердят, рыгают, показывают жопы и раздают затрещины. Или, где-нибудь в углу, народ может собраться вокруг жалостливо поющего слепого сироты. Но высшее наслаждение – это посмотреть уродов и поржать над ними. Всё. Каждый может распределить по этим жанрам ребят, взорвавших отечественный Ютуб.

Да, у площади иногда случаются ПОРЫВЫ. Она может накидать денег в шапку виртуозному жонглёру, или хором запеть взявшую за душу хорошую песню, но рассчитывать на это не стоит. Потому, что больше всего толпа любит - когда её щекочут. Гладят .Развлекают. Обслуживают. Чисто не напрягают. Кроме того у толпы очень короткая память. Завтра она и не вспомнит песню, которую пела вчера. Художнику на площади не место. Там его не поймут, и хорошо ещё, если по шее не накостыляют. Художнику место - в герцогском замке и соборе. И тогда, под рёв труб, глашатаи возвестят народу: «Гость нашего герцога, великий Козимо Пространци , изволил украсить наш собор картиной «"Падение ста невинных дев в дырку в земле!». Всем смотреть, а
кто не придёт или будет ржать - отведает плетей!». Придут и посмотрят, а куда деваться. Нашим же герцогам и прелатам не до Пространци с его девами. Они сами для народа фарсы с пердежом ставят и деньги на этом рубят.

Для того, чтобы толпа облагородилась - нужны годы, десятилетия, века целенаправленной работы. Тогда можно рассчитывать, что Небо пошлет твоему городу во властители Лоренцо Великолепного, и случится Высокое Возрождение. И на базарной площади будут обсуждать новые картины, как это и было в ренессансной Флоренции. Вот этой-то работой и должны заниматься СМИ. По идее. По идее СМИ должны быть первым бастионом великой битвы с Косностью, Тупостью и Ленью.Так эту профессию видели те, чьё наследие зачем-то изучается на журфаке. На деле же... Что на деле - все видят. Лишь единицы исполняют или хоть временами пытаются исполнять этот долг. Низкий им за это поклон.

В нашем обществе, где с толпой не работают, не принуждают к развитию, не фильтруют и не оцеживают художественную информацию, а наоборот - болванят людей самым низменным образом, разобщают, прививают волчью мораль: «Слабого сожри, падающего толкни», и это происходит уже 20 лет - как можно надеяться на то, что обленившиеся, опустившиеся разумом люди вдруг массово накинутся смотреть-слушать ваш шедевр? А вы, небось, в этом шедевре, ещё и обличений подпустили, и трагизм развели, и всё непросто у вас...

Не надейтесь. Тупое равнодушие будет вам ответом. И не смотрите на Запад - там вообще другой мир. Там люди десятилетиями слушают и ценят музыку. Там огромная индустрия на это работает. Индустрия рука об руку с тамошними СМИ - и есть та сила, которая формировала массовый вкус и добилась расцвета, который мы видим. И это фигня, что деньги у них всё решали - начинали идеалисты. Вудсток отбился через 20 лет, но люди работали на будущее. Вкладывали заработанное в дальнейшее движение, поднимали волну. У нас же есть индустрия продажи чудовищ на корпоративы и другой нет. НЕТ КАК ТАКОВОЙ.

Ну да, есть на всю страну несколько больших рок-фестивалей ,за которыми маячат фигуры рок-титанов первой волны и их ближайшего окружения. Но вот в Финляндии, включая деревни, живёт народу в два раза меньше, чем в продвинутой, зажравшейся Москве. И сколько у них групп? А рок-фестивалей? А гастролёров приезжает? А публики приходит? А в Москве?

Так что же, опустить руки? Наоборот, ребята. Чёткое, ясное видение проблемы чревато решением. Как бы не была эта проблема велика. А самообольщение любого рода - вот придёт дядя продюсер, и всё случится! Вот пошлём пластинку, и получится! Вот разместим наш дурацкий клип в интернете, и все поймут, что мы гении! - всё это шлак, который мешает работе. А работа эта в следующем: поймите, что в стране, в которой объединять людей имеет право только партия "Единая Россия", вы придумали объединять людей на основе любви к Прекрасному. Если честно - вы прямые конкуренты Трём Толстякам. И отношение к вам всей камарильи, что СМИшной, что политической, будет соответствующим. Вы, конечно, не это имели в виду, когда брали в руки гитару. Вы хотели чисто року поиграть, и чтобы толпа вам подпевала, и чтобы свет как на «Уэмбли». А вместо этого вы будете пахать, как проклятые, в шахте, в забое, и скорее всего - сдохнете безвестными. Но так надо, ребят. Если не мы - то кто? Если не сейчас - то когда?
Покупайте горчицу, и да благословит вас Бог.

  • 1
вы как будто даже не прочитали о чем речь

ну не могу согласиться, например, пример Налича - выходца из Инета, вас опровергает

вы прямо так говорите, как будто у нас засилье музыкальной цензуры - кто захочет слушать не рейтинги - всегда найдет что слушать и где

да, прямо вот так все что хочешь? идеалист вы

если не мы - так другие идеалисты

а вообще правильно все написал Сергей

>Тогда можно рассчитывать, что Небо пошлет твоему городу во властители Лоренцо Великолепного, и случится Высокое Возрождение. И на базарной площади будут обсуждать новые картины, как это и было в ренессансной Флоренции.

А в Казани и Перми разве сейчас не это происходит? В первой - мегафест мирового уровня на городске деньги, во второй - 39 отличных фестивалей в год (там, если не ошибаюсь, люди пообещали делать в год количество фестивалей по номеру региона).

А вот насчёт Флоренции времён Возрождения - неужели там на площадях было так всё радужно? ну то есть ходили обсуждали картины, а казни и трюки с пердежом были временно не в моде? мне кажется, кое-кто идеализирует Ренессанс :)

не столь идеализированно и засвидетельльствовать не могу), но такие обсуждения действительно были обычным явлением (как сейчас, например, обсуждения нового кино в прокате),
потому что в то время по улицам, вдоль стен, текли речки с помоями и говном и вообще жизнь была не очень радужной и длинной - люди тянулись к прекрасному... :)

Можно долго и пафосно рассуждать и... быть на 100% правым. Но большинство все-таки предпочитает подстраиваться под конъюнктуру. И это тоже правильно.

Журналистам надо зарабатывать бабки, в первую очередь. Образование толпы - на десерт, для тех, у кого есть мозги для того, чтобы это образование осуществлять. Общий интеллектуальный уровень журналистики сейчас очень низок (не скажу низок как никогда потому что идеализировать советскую журналистику тоже неправильно).

Музыкантам хочется быть услышанными, и дополнительно - срубить бабцов. Поэтому актуально делать экспортный продукт, интересный ТАМ, и продавать его за границей. Других вариантов не вижу.

С Финляндией, кстати, очень верный пример. У меня есть приятель в Карелии, который поёт по-карельски и выступает исключительно в Финляндии (на родине это мало кому надо), и умудряется на эти деньги жить. Небогато, но на пиво хватает.

замечательный текст, очень правильные мысли)

Эпиграф правильный, а почему нет, да потому что сами не купили, не сделали...

Про толпу правильно написано, к сожалению...

О постулатах и будущем

В конце прошлого и начале этого года довелось писать по теме:

1. http://blogs.computerra.ru/5433
2. http://blogs.computerra.ru/6460

Поскольку походя мокрым полотенцем хлестнул по убеждённым халявщикам, пришли люди и начали орать. Преимущественно излагали на повышенных тонах "свои" (а на самом деле, ни хрена не свои) постулаты - из которых следовало, что изрядная часть публики рассматривает всё то, что производят на свет музыканты - пОтом, кровью, слезами, с постоянным ощущением собственного бессилия и криворукости, чёрт побери, - всё это рассматривается как некий неисчерпаемый природный ресурс, берущийся буквально из воздуха...


И вот недавно случилось вот такое:

http://www.computerra.ru/think/637276/

Три не последних в этой сфере деятеля буквально заклинали будущих продюсеров и музыкальных менеджеров забить на однодневки и работать "на стратегию", на качественные, долгоживующие проекты.

В ответ из зала начали орать про то, что "вся страна слушает Стаса Михайлова" (в статье я его поминать не стал). Правда, из всех собравшихся только один признал, что слушает этого господина.

Возможно, будущие музыкальные воротилы опомнятся, только и им - даже и смолоду - сложно отказываться от привычных мифов, заложенных сволочами с одного известного телеканала в начале 1990-х, - "пипл хавает", "народу нужно что попроще" и т.п.

В основе этих мифов лежит очевидное презрение к окружающему "народонаселению". Презрение, которое эти "князи-из-грязи" от политики и от индустрии развлечений (все одним мирром мазаны) не скрывают и которое старательно насаждают и среди презираемых.

С изрядным успехом.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account